Татьяна Гайдук: Я бы не хотела быть иностранным послом в Украине в год выборов
Когда у меня интересуются, кто будет следующим президентом, я честно пожимаю плечами. Кто-то из троих. Об этом красноречиво свидетельствуют заказанные их штабами соцопросы. Но точно сказать не могу. Может, из четверых.
Рейтинги меняются. Кандидаты забрасывают друг друга компроматом, порют популистскую чушь, вкладывают колоссальные бюджеты в агитацию. Есть риск вмешательства России в выборы. Я часто не могу отделить зерна от плевел, обещаний от планов, высокие цели от приземленных амбиций. Но с меня за это не спрашивают. А вот с послов – еще как.
Местные донимают вопросами, чего посол ожидает от нового руководства страны. А он такой на автомате начинает свое о «плодотворном и взаимовыгодном сотрудничестве». А какой у него выход? С одной стороны, действует неписанное правило – воздерживаться от оценок кандидатов. С другой, – как тут осторожно прокомментировать, когда на самом деле ждать можно чего угодно?
Бизнесмены с родины спрашивают, что делать с бизнесами в Украине. У них же здесь контракты, инвестиционные планы. И хорошо бы знать, не стоит ли сворачиваться по-быстрому. И хорошо бы понимать, не национализируют ли их предприятия, остались ли в прошлом маски-шоу.
В конце концов, больше всего ждут посольских прогнозов в родном МИДе.
Потому что им нужно знать, продолжает ли эта страна делать все, чтобы стать европейской. Не только географически, но и ценностно.
Потому что для них важно, чтобы украинская армия оставалась в приоритете государства и тянулась к стандартам НАТО изо всех сил. Чтобы потом не найти вдруг российскую границу в неожиданных местах на карте.
Потому что им бы очень хотелось, чтобы украинская власть больше думала о реальной экономике и рабочих местах, не допустила инфляции и кризиса.
Хотелось бы, чтобы украинцы продолжали реформы и не портили портфолио главам западных государств, которые потратили столько сил, чтобы добавить украинский кейс в список своих достижений.
Чтобы не вздумали вдруг идти договариваться с Путиным. Ведь посол и сам столько усилий приложил к тому, чтобы его правительство регулярно продолжало санкции, постоянные представители в международных организациях не велись на взятки от русских, а топили за мир, украинский Крым и запрет строительства Северного Потока-2.
Я не берусь прогнозировать, что ждет мою страну в ближайшие пять лет. Только бы не разрушительные изменения государственной системы, которую отчаянно пытались реформировать, не разобравшись в самом механизме ее функционирования. Ведь это достаточное условие для политического и экономического кризисов, которыми Россия не преминует воспользоваться.
А иностранный посол должен сделать этот прогноз. Причем исходя из данных, намного скромнее моих. На это есть ряд объективных причин – языковой барьер, возможности доступа, иная политическая культура. А также необходимость смотреть на ситуацию в стране сквозь фильтр того впечатления, которое украинский политикум пытается произвести на каждого отдельного посла, исходя из планов на сотрудничество с его правительством. При этом нужно лавировать в условиях, когда половина украинцев ждет от его страны позиции и давления. А другая половина обвиняет во вмешательстве во внутренние дела.
Есть и другой вызов для иностранного дипломата: постоянно находить аргументы для своего руководства в поддержку Украины. Потому что за то время, пока он здесь живет, у него преобладает не разочарование в медленных реформах, неэффективности антикоррупционных органов и нехватке правосудия. А искреннее расположение к людям, которые выходят на Майданы, отправляют родных на войну и хотят мира и процветания своей земле.
А дома куча своих проблем. Протесты, теракты, кибератаки, Брексит. Левые, правые, социалисты, популисты, дураки, белые ходоки. Черные ходоки, Стена. И перебить эту повестку украинской – тот ещё челлендж.
А посол в Украине встречается с кандидатами в президенты. И видит жажду власти, контроля, реванша. Ужасается цинизму, некомпетентности и непредсказуемости. Шокирован планами изменить политические законы, и наивными намерениями подчинить законы экономики предвыборным программам. Но продолжает искать аргументы.
Потому что понимает: без поддержки извне эта страна скатится в пропасть. И чем быстрее все кандидаты это осознают, тем лучше. Опытные политики пришли к этому выводу чуть раньше, совсем зеленые – с задержкой. Но факт остается фактом.